Пятнадцать лет назад Минэкономразвития России впервые обнародовало разрабатываемый им проект нового Лесного кодекса Российской Федерации. 2 февраля 2004 года этот проект был представлен на специальном совещании в министерстве, а затем и размещен в открытом доступе на его официальном сайте. К этому времени работа над проектом нового кодекса велась на протяжении уже по меньшей мере полугода в полностью закрытом режиме, без какого бы то ни было обсуждения с профессиональным сообществом и заинтересованной общественностью.
Впоследствии этот проект Минэкономразвития после существенной, но бестолковой, переделки стал федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ - Лесным кодексом РФ, самым бездарным, непостоянным и разрушительным главным лесным законом за всю историю государственного управления лесами нашей страны.
Главной идеей проекта нового Лесного кодекса, обнародованного в феврале 2004 года, была приватизация лесов. В проекте говорилось, что "граждане и юридические лица вправе приобрести в собственность арендуемые лесные участки, находящиеся в государственной собственности, по истечении пятнадцати лет с момента заключения договора аренды, если лесопользование арендатора не приостанавливалось в связи с нарушением лесного законодательства в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления о выкупе арендуемого лесного участка". Запрещалась приватизация лишь некоторых (не всех) категорий защитных лесов и особо охраняемых природных территорий (тоже не всех). Цена приватизации должна была устанавливаться специальным федеральным законом, проект которого так и не был подготовлен. Четких требований по управлению частными лесами проект не предусматривал. Впоследствии, еще до внесения проекта в Государственную Думую, разработчики от идеи приватизации лесов отказались - поскольку эта идея вызвала очень широкое противодействие со стороны российского общества.
Еще одной нереализованной идеей проекта было введение целого комплекса технических регламентов, которыми должна была регулироваться хозяйственная деятельность в лесах. В частности, соответствующими техническими регламентами должны были устанавливаться требования к проведению рубок для заготовки древесины, к проведении санитарных рубок, к проведению рубок ухода, к естественному и искусственному лесовосстановлению, лесоразведению, и т.д.
Многие другие идеи этого первоначального проекта сохранились и были воплощены в жизнь Лесным кодексом РФ 2006 года: в частности, передача части лесных полномочий субъектам РФ, отказ от разрешительных документов на лесопользование (лесорубочных билетов и т.д.), переход от лесной охраны к лесному надзору, возложение всех обязанностей по ведению лесного хозяйства в переданных в аренду лесах на арендаторов, и т.д.
Ключевая концепция Лесного кодекса РФ 2006 года - "освоения лесов", то есть обращения с лесами как с природным месторождением древесины и иных лесных ресурсов - в полной мере сформировалась на более поздних этапах разработки этого кодекса.
Заложенный Минэкономразвития подход к разработке нового Лесного кодекса - узкой группой преимущественно анонимных лиц, не имеющих ни специальных лесных знаний, ни опыта работы в лесном хозяйстве, ни авторитета в профессиональной среде, без сколько-нибудь серьезных консультаций с профессиональным сообществом и без реального общественного обсуждения - сохранился вплоть до самого его принятия в конце 2006 года. В результате наша страна получила совершенно бестолковый лесной закон, который фактически уничтожил лесное хозяйство как самостоятельную отрасль российской экономики. В этот Лесной кодекс внесено уже 47 наборов поправок - но ни один из них нельзя назвать в полной мере разумным; они лишь превращают кодекс из системной и хорошо структурированной глупости в глупость бессистемную. С такой частотой, как в последние двенадцать лет, российское лесное законодательство не менялось прежде никогда.