В связи с участившимися публикациями в СМИ Владимирской области информации о якобы стремлении регионального МЧС сокрыть реальные сведения о природных пожарах, иметь «красивые цифры статистики», – считаем необходимым сообщить следующее.
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров утверждён соответствующим приказом Минприроды России от 23.06.2014. №276. В соответствии с пунктом №2, – «…Мониторинг пожарной опасности в лесах … организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий…». Пункт №37, статьи №81 Лесного кодекса Российской Федерации: «…приём и учёт сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах осуществляется специализированными диспетчерскими службами».
Таким образом, вся статистическая информация о природных пожарах, публикуемая ГУ МЧС России по Владимирской области – является информацией, официально предоставленной дежурными РДС – региональной диспетчерской службы. Эта информация размещается на официальном сайте ГУ МЧС России по Владимирской области и озвучивается официальными представителями регионального МЧС в неизменном виде. Статистический учёт непосредственно лесных пожаров МЧС не ведёт. Огульные обвинения, имевшие место быть в медиа - пространстве о стремлении МЧС «приукрасить статистику» – являются беспочвенными выводами и некомпетентными суждениями.
Сообщаем также, что в обязанности органов дознания Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы входит регистрация и проверка сообщения о любом готовящемся совершённом или совершаемой преступлении в пределах компетенции, к числу которых относится и уничтожение или повреждение лесных насаждений, совершённое путём неосторожного обращения с огнём (ч. №1 и №2 статьи №261 УК РФ). Таким образом, по получаемым сведениям проводится доследственная проверка, в ходе которой даётся юридическая оценка имевшему место событию (лесного пожара).
Идут следственные действия, и тут в информационном пространстве некие лица, представляющие, в том числе и неправительственные организации – озвучивают свои суждения по пожарам, не имея при этом никаких юридических полномочий делать это, предоставляют СМИ информацию, которая ещё не прошла проверку, по которой не вынесено процессуальное решение. Это выглядит, по меньшей мере, некорректно и неуместно, нарушает понятие «тайна следствия». Кроме того, этой информацией могут воспользоваться злоумышленники, совершившие незаконное деяние, или (и) намеревающиеся его осуществить.
Поэтому призываем средства массовой информации взвешенно и вдумчиво относиться к информации, предоставляемой (публикуемой) организациями, структурами и лицами, не имеющими полномочий по официальному комментированию обстановки с природными пожарами. Призываем оценивать степень ответственности за разглашение сведений, находящихся в юридическом производстве до опубликования официального вердикта по различным эпизодам.
Коллеги, «громкие» заголовки и «горячая» информация под ними, безусловно, приковывают внимание аудитории. Но, в тоже время, всё это вводит граждан в заблуждение, дезориентируют людей в степени ответственности органов власти и ведомств в вопросе предоставления официальной информации по природным пожарам, и, безусловно – играет на руку злоумышленникам.