|
07.08.2015
09:29
О выборе способов таксации лесов и проектирования хозяйственных мероприятий в лесах
Поскольку размещенные недавно на Лесном форуме статьи В.И.Архипова о проблемах лесоучетных работ в России ("Новый путь системы лесоучетных работ", "О лесоучетном бардаке" и "Новая технология стереоскопической таксации лесов") вызвали большой интерес и серьезное обсуждение, размещаем еще одну концептуальную статью этого же автора - "О выборе способов таксации лесов и проектирования хозяйственных мероприятий в лесах". О выборе способов таксации лесов и проектирования хозяйственных мероприятий в лесах
«Любая реформа должна начинаться с реформы в головах» В профессиональном лесном сообществе сложилось устойчивое мнение о том, что Российское государство, являющееся собственником лесов, должно за счёт средств Федерального бюджета организовать систему периодической таксации лесов в зоне развитых арендных отношений и хозяйственного оборота лесов. Назовем такую зону, условно, «интенсивной зоной». По экспертным оценкам, площадь «интенсивной зоны» в составе целых лесничеств составляет не менее 300 млн. га. Выбор способов таксации для лесов «интенсивной зоны» является предметом дискуссий. Рассматриваются три варианта: - наземные способы; - дистанционные способы; - территориальное комбинирование наземных и дистанционных способов. Сторонники наземных способов, не вникая, как представляется, в сопутствующие этим способам кадровые, технологические и финансовые проблемы, в качестве основных аргументов приводят более высокую точность наземных способов таксации и необходимость натурного назначения хозяйственных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Их оппоненты – сторонники дистанционных методов, противопоставляют наземной таксации за государственный счёт следующие аргументы: Пункт 1 – это невыполнимо. Пункт 2 – это безответственно. Пункт 3 – в этом нет никакой необходимости. И приводят по каждому пункту соответствующие обоснования. По Пункту 1 оно звучит так: ответственное правительство может и должно брать на себя только те обязательства, которые в состоянии исполнить. В ином случае это неизбежно приводит к дискредитации органов государственной власти. Таксация лесов наземным способом представляет собой трудоёмкий и затратный процесс по последовательному детальному глазомерному и глазомерно-измерительному описанию всех лесотаксационных выделов объекта работ с инструктивной точностью. Системное решение такой задачи в объёме 30 млн. га в год (периодичность – 10 лет) не представляется возможным по следующим двум основным причинам. Во-первых, среднеевропейский сезонный комплексный норматив наземной таксации и планирования лесного хозяйства составляет около 5 тыс. га на 1-го таксатора. Даже при увеличении для условий России среднеевропейского норматива в 2 раза (до 10 тыс. га), для выполнения наземной таксации лесов в объёме 30 млн. га в год потребуется не менее 3 тыс. таксаторов-полевиков. Таких специализированных кадровых ресурсов в стране нет. Во-вторых, среднеевропейская цена наземной таксации и планирования лесного хозяйства составляет около 20 евро за 1 га. Даже при уменьшении для условий России среднеевропейской цены в 2 раза (до 10 евро за 1 га), необходимое государственное финансирование таксации 30 млн. га лесов составит не менее 13 млрд. руб. в год. Таких финансовых ресурсов на эти цели в стране нет и не предвидится. Можно, конечно, директивно принять иные, не основанные на мировом опыте сезонные нормативы и цены, можно также закрыть глаза и не замечать повсеместное (в последние 10 лет) использование при лесоустройстве принципиально не пригодных для этих целей и противоречащих соответствующим инструкциям моноскопических космических изображений (снимков), – но это уже не будет иметь никакого отношения к классической наземной таксации глазомерным и глазомерно-измерительным способом. По Пункту 2 приводится мысль о том, что безответственно брать на себя невыполнимые обязательства (см. обоснование по Пункту 1). А по Пункту 3 все и того проще: в современной мировой лесотаксационной практике нет примеров выполнения наземной повыдельной таксации в значимых объёмах за счёт государственного финансирования. Наоборот, мировые тенденции и действующая мировая практика свидетельствуют о развитии и доминировании относительно дешевых дистанционных методов таксации лесов. Так, в соседней Финляндии принята и уже в течение 5 лет осуществляется Государственная программа периодической таксации лесов (за исключением Северной Лапландии) на повыдельном уровне дистанционным способом по технологии «Лазер-фото-плот». Современные технологии дистанционной таксации лесов, основанные на новейших достижениях науки и техники в области ДЗЗ, позволяют определить основные лесотаксационные показатели насаждений (породный состав, высота яруса и элементов леса, полнота, возраст и запас) с точностью, соответствующей нормативным требованиям к наземному способу таксации. Агрегированные данные дистанционной таксации обеспечивают корректное, научно-обоснованное определение главного нормативного показателя устойчивого лесопользования – расчётной лесосеки по лесничеству, важнейшим свойством которой является постоянство, а также корректное ее распределение по участковым лесничествам и арендаторам лесных участков. В то же время, объёмы важнейших лесохозяйственных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (лесовосстановление, уход в молодняках, санитарные рубки и др.), которые сторонники наземного способа таксации предлагают определять простым суммированием данных повыдельных назначений – нестабильны, постоянно меняются во времени, то есть являются непостоянными. Многолетний опыт лесоустройства показывает, что объектами назначений таких мероприятий являются не более 10% мозаично распределённых по лесничеству выделов от общего их количества. Таким образом, по логике сторонников наземного способа таксации, чтобы определить меняющиеся во времени, непостоянные объёмы некоторых лесохозяйственных мероприятий на 10% территории объекта таксации, необходимо наземным, трудозатратным способом протаксировать всю территорию этого объекта. КПД = 10%. Трудно найти более показательный пример нерационального использования денежных средств налогоплательщиков. Кроме того, сторонникам наземной таксации за государственный счет следует учитывать, что такая таксация основана на доверии и, не исключено, что опытные таксаторы, имея высококачественные аэроснимки, существенный объем плановой «наземки» фактически будут выполнять «дистанционно», используя известный принцип «ближайшего соседа». Вариант территориального комбинирования наземного и дистанционного способов таксации «интенсивной зоны» также обсуждается в лесном сообществе. Для этого «интенсивную зону» предлагается разделить, образно говоря, на «более интенсивную» и «менее интенсивную» по критериям наличия аренды, интенсивности лесопользования, доступности и перспективности освоения свободных от аренды лесных участков. Такой подход не является системным и представляется ошибочным по следующим основным причинам. Прежде всего, следует сказать, что именно по вышеназванным критериям (аренда, интенсивность лесопользования, доступность, перспективность) лесными экспертами была определена «интенсивная зона» площадью около 300 млн. га. И, поскольку «интенсивная зона» должна выделяться целыми лесничествами, то в ее составе будет примерно 70% арендованной территории и 30% – свободной от аренды. Арендованная территория представлена отдельными лесными участками (более 50 тыс. участков). Если провести работу по разделению этих участков и свободной от аренды территории на «более интенсивную» и «менее интенсивную» зоны, то в практической плоскости получим мелкоконтурное лесотаксационное зонирование лесов и неуправляемую, с точки зрения возможности системной организации лесотаксационных работ, ситуацию. Во-вторых, если всё-таки такое зонирование по разработанным и утвержденным критериям будет выполнено, то площадь «более интенсивной» зоны (наземная таксация) вряд ли окажется менее 120-150 млн. га. А это означает, что причины, делающие наземную таксацию в объеме 12-15 млн. га в год за государственный счет невыполнимой, остаются в силе (см. обоснование по Пункту 1). В-третьих, при разделении арендованных лесных участков на зоны с различными способами таксации (наземный, дистанционный) полностью рушится логика сторонников наземной таксации в части определения объемов хозяйственных мероприятий. Каким образом в таком случае определить общие объемы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках, где одна их часть протаксирована «наземно», а другая – «дистанционно»? И, наконец, при административном разделении «интенсивной зоны» по способам таксации (наземный, дистанционный) практически неизбежно появление коррупционной составляющей при планировании конкретных объектов (объемов) «наземки» для конкретных субъектов Российской Федерации и конкретных арендаторов лесных участков. Системное решение проблемы таксации лесов и проектирования хозяйственных мероприятий в лесах заключается в следующем: Первое. Всю, без исключения, таксацию лесов в «интенсивной зоне» выполнять дистанционным способом по единой современной технологии в составе государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) и в соответствии с «Программой ГИЛ интенсивной зоны», рассчитанной на 10 лет. Результатом такой таксации станет высококачественный информационный продукт, содержащий: • карты-схемы лесничеств, планы лесонасаждений участковых лесничеств, лесоустроительные планшеты; • таксационные описания; • геоинформационные лесотаксационные базы данных; • данные государственного лесного реестра (Раздел 1. Леса и лесные ресурсы); • фотосхемы, фотопланы и фотопланшеты. Второе. Дистанционная таксация лесов, состав и качество её выходных документов позволяют по новому подойти к решению важнейшей задачи лесоустройства – проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В первую очередь это касается лесовосстановления, ухода в молодняках и проведения санитарных рубок. Логика здесь такая. Объектами этих мероприятий являются земли, непокрытые лесной растительностью, молодняки, погибшие и поврежденные лесные насаждения, а также лесные насаждения с наличием сухостойных и усыхающих деревьев. Эти участки, обычно, располагаются по территории лесничеств мозаично и их общая доля не превышает 10% площади лесничества. На современных высокоинформативных материалах ДЗЗ они имеют надежные признаки дешифрирования и поэтому достоверно идентифицируются при стереоскопической таксации лесов. В совокупности все они представляют собой фонд проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, могут и должны передаваться в качестве результатов таксации в лесничества, в органы управления лесным хозяйством субъектов РФ, а также безвозмездно – арендаторам лесных участков, в виде следующих выходных документов: - фотопланы участковых лесничеств с территориальным местоположением лесотаксационных выделов, включенных в фонд проектируемых мероприятий; - ведомости лесотаксационных выделов, включенных в фонд проектируемых мероприятий; - фотоальбомы лесотаксационных выделов, включенных в фонд проектируемых мероприятий (в масштабе 1:2000 – 1:5000). Наличие таких высокоинформативных материалов позволяет оптимизировать порядок и повысить качество проектирования лесохозяйственных мероприятий, обеспечить надлежащий контроль за проектированием, а также значительно сократить трудовые и финансовые затраты на эти цели. Для этого необходимо и достаточно организовать в лесничествах текущую работу по наземной адресной таксации лесотаксационных выделов, включенных в фонд, с целью уточнения их таксационных характеристик и определения соответствующих параметров проектируемых лесохозяйственных мероприятий. Третье. «Адресная» наземная таксация должна выполняться выборочным измерительно-перечислительным методом исключительно лицами, имеющими действующий квалификационный аттестат инженера-таксатора. Такое решение будет способствовать формированию крупного, устойчивого рынка труда региональных инженеров-таксаторов. В.И.Архипов, инженер лесного хозяйства Статья впервые опубликована в Лесной газете в октябре 2014 года
|
|||||||
Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки |